просто о шахматах
Двойной удар
Во время партии мы нападаем на фигуры противника. Однако, от простого нападения уйти легко. Намного опаснее, если создать сразу две угрозы. Спасти обе фигуры за один ход получается не всегда.
Двойной удар — нападение одной фигуры на две противника. Сделать такое нападение может любая фигура, даже король. Двойной удар коня или пешки принято называть вилка.

Разберем простой пример двойного удара. На диаграмме ниже черные провели пешку до предпоследней горизонтали и следующим ходом хотят превратить в ферзя. Но белые ладьей нападают и на пешку, и на короля (шах). Нужно убрать короля и потерять пешку. Дальше остается поставить мат ладьей и королем, а это дело техники.
Классно двойной удар наносит конь. Конь — маневренная и верткая фигура, поэтому двойной удар часто получается опасным и неожиданным. На диаграмме конь ставит вилку на короля и ферзя. Нападение на короля особенно опасно, ведь нельзя оставить самую ценную фигуру под боем. После отступления монарха белый конь забирает ферзя.
В следующей позиции мы завлекаем фигуры противника на нужные поля, тоже с помощью двойного удара. Слон бьёт на d6 и нападает одновременно на фигуры. По правилам черные должны спасти короля, но уходить плохо — мы сразу забираем ферзя. А если съесть слона, мы проводим второй двойной удар, уже конем. Ценой двух легких фигур выиграли тяжелую.
Не менее опасен двойной удар самой сильной фигурой — ферзем. В этом варианте индийской защиты у черных есть несложный удар на a5. Ферзь нападает на короля и коня на e5. Белые спасаются от шаха и уже в начале партии теряют фигуру.
Иногда вторая цель — не фигура, а создание угрозы, например поставить мат. После первого хода ферзь посматривает на слона h4 и грозит поставить мат на h7. Если защищаться от мата, например ходом пешки, то белые выигрывают слона. В этой непростой ситуации черным лучше всего отдать слона с шахом хотя бы за пешку.
Во время партии комбинация «двойной удар», наверное, встречается чаще всего. Обычно причина двойного нападения — неудачное расположение фигур или наличие слабых полей. После каждого хода проводите мысленно линии от фигур противника во все стороны, определяйте опасные поля и защищайте их. А свои комбинации делайте неожиданными.
Мы пользовались чудесным учебником В. В. Кострова — Шахматный учебник. Часть 3
Made on
Tilda