просто о шахматах
Отвлечение
Отвлечение — тактический прием, при котором фигура вынуждена перейти на другое поле, где перестает выполнять какие-либо функции (например защищать другие фигуры, поля или линии). Часто достигается с помощью жертвы.
Комбинации на отвлечение разнообразны. Поводом применить этот прием может послужить «перегрузка» фигур противника. Часто жертвуется какая-нибудь фигура, другие добираются до незащищенного короля.

Иногда отвечение применяется и для защиты. Атакующие фигуры отвлекаются от нападения на нашего короля, чтобы выиграть время, может для атаки на короля противника.

С помощью отвлечения иногда отвлекают вражеские фигуры, которые контролируют путь пешки к клетке превращения.

Посмотрим известный пример из Сицилианской защиты. Белые могут поменять ферзей и оставить черных без рокировки. Но есть план еще лучше. Обратим внимание, что черного ферзя защищает только король. Монарха можно отвлечь ударом 1.♗:f7!+ У короля нет никакого выбора, кроме как съесть слона, ведь линия d простреливается ферзем. Белые следующим ходом забирают черного ферзя.
Во втором примере отвлечение проводится, чтобы поставить мат. После хода 1.♖:f7!+ под нападением ферзь и король. Ферзь отвлекается от зашиты поля h4, которое и занимает его белый оппонент. Удивительно, но черным лучше (если можно так сказать) отдать ферзя. Так они получает мат немного попозже.
В следующем примере у черных нет выбора после 1.♖c8! Черная ладья связана и не может отойти, и если не съесть белую ладью на c8, грозит мат в несколько ходов. Не помогает пододвинуть ладью ближе к королю. Не спасает, если съесть пешку, которая все хочет превратиться в ферзя. Обратите внимание на ход 2.♕е7! — это новое отвлечение, ферзя. Черный ферзь не может не взять белого — опять пешка грозит съесть ладью на с8, превратиться в ферзя и черные получат мат.
В этой задаче черным грозит мат по последней горизонтали. Ферзь перегружен защитой. Поэтому его можно попытаться отвлечь: 1. ♖f4! Черному ферзю нельзя отвлекаться от зашиты пункта d8, ведь грозит мат, поэтому отступать можно только на e7. Но белые все равно отвлекут ферзя: 2. ♕d7! И черным нужно или отдавать ферзя, или получить мат ладьей по ослабленной последней линии.
И в заключении посмотрим как можно отвлекать фигуры противника, чтобы избежать мата и даже поставить мат самому, как в этом примере.
Грозит 1. ... ♛h2× , поэтому нужно действовать быстро. И в этом случае спасет двойной удар-отвлечение. Ферзь нападает на короля и черного ферзя, второму приходится бить оппонента (он ведь не хочет потом быть сам съеден). Затем ходом 2.♘d7 белые создают угрозу мата в один ход, и коня приходится забирать ферзем. Кажется, что белые просто могут взять ферзя пешкой, но им этого мало. 3.♖b8!+ белые отвлекают короля от защиты своей самой сильной фигуры, и это позволит и провести пешку. Защиты от мата нет.
Мы использовали материалы из книги В. В. Костров — Шахматный решебник. Отвлечение.
Made on
Tilda